Очередное откровение в Театре Дождей — спектакль «Последняя женщина сеньора Хуана» по пьесе Леонида Жуховицкого в режиссуре Натальи Никитиной.
На сцене нас ждало невероятное путешествие-размышление о личности Дона Хуана, память о котором сильна даже среди тех, кто не читал истории о нем. До сих пор о нем ходит множество легенд и историй. Но кто из нас задавался вопросом, что за человек стоит за этой личностью? Что сделало его таким знаковым героем и какую цену ему пришлось за это заплатить?
Очередной раз в спектакле Натальи Васильевны меня поразило потрясающее сочетание прекрасного юмора, глубины мысли и достоинства, которых не коснулась и тень пошлости, несмотря на то, что речь здесь шла о герое — любовнике.
Дон Хуан — крайне интересный персонаж. Он совсем не наделён геройскими качествами или сверх миссией. Это простой человек, который следует своей дорогой, оставаясь верным самому себе. Да, он причиняет боль людям, с которыми сталкивает его судьба, но без злого умысла, в отличие от других героев пьесы, которые вели свою игру. И эта черта в Хуане подкупает, как и то, что он в итоге переосмысливает свою жизнь, осознав последствия своих действий и задумывается о вечности.
Все, кто окружали Хуана, пытались что-то приобрести за счет его славы. Но мало кто из них отдавал себе отчет в том, что их жизнь без него была бы серой и обыденной.
Так, жена Дон Хуана, Эльвира, была бы обычной сеньорой, вынужденной молча терпеть измены мужа и свое незавидное положение, Карлос — рядовым воякой без высоких целей, хозяин гостиницы — не смог бы гордиться тем, что именно его кров стал последним пристанищем великого любовника, а поэт — не имел бы шанса прославиться на всю Испанию.
Благодаря Хуану жизнь людей вокруг него окрашивалась яркими красками, духом приключений и мечтами.
После спектакля я задумалась о том, насколько мы умеем ценить тех, кто находится рядом с нами. Как же часто ко многим вещам в жизни мы относимся потребительски, не замечая своего счастья! И в итоге теряем его.
Я вполне понимаю усталость Хуана. Он устал не от своих любовных похождений, а от отношения к нему и того, что своего идеала он так и не нашёл, что ставило под сомнение весь его жизненный путь. Но в итоге, остановившись и осознав всю тщетность поисков, он обретает его!
Ту самую Женщину, которая готова распуститься в его объятиях, подарив ему истинную любовь и возможность достойного завершения жизненного пути. И потому финал Хуана был красив: он ушёл, не потеряв смысла в жизни. Как верно заметил Оскар Уальд, у каждого Святого есть прошлое, а у каждого грешника — будущее.
Ценность этой истории была бы невозможна без прекрасных актеров, которые сыграли в этом спектакле. Их игра была выше всяких похвал! И я не знаю, кто еще смог бы так тонко и изящно сыграть.
Александр Иванов продемонстрировал потрясающий комедийный дар, а злободневные реплики его героя вызывали искреннюю реакцию зала, Александр Маков — сыграл такого забавного многодетного папашу с мечтами о великих любовных похождениях, что сложно было сдержать улыбку при его появлении, Вячеслав Викторов с юным запалом декламировал стихи, но лишь за эту безудержную энергию ему можно простить любое их содержание, Елена Сапронова перевоплотилась в истинную la femme fatale, Денис Аксенов сумел буквально за считанные секунды перевоплотиться на наших глазах в настоящего вершителя судеб, а Ирина Жаркова сыграла такую нежную и искреннюю девушку, что право раскрыть в ней женщину вполне стоило жизни!
Ну, и конечно, Анатолий Рычагов — потрясающий Дон Хуан! За внешностью уставшего мужчины, чувствовалась такая невероятная мощь и харизма, что каждое его движение неизменно притягивало к себе взоры.
В этот вечер Театр Дождей вновь стал для нас оазисом истины и света, что в наше непростое и тревожное время становится особенно ценным и значимым!
/Татьяна Преснякова/