Спектакль «Белые флаги» в Театре Дождей

Спектакль «Белые флаги» по роману Нодара Думбадзе в Театре Дождей стал для меня одним из самых сильных потрясений за последнее время! Особенно когда все мы так устали от нынешней ситуации и потеряли опоры, на которых до недавнего времени крепко стояли, самое время опуститься на «дно», чтобы обрести надежду, оттолкнуться и в итоге поступить правильно.

Режиссером этого спектакля является Наталья Никитина, а со-режиссером, автором идеи, инсценировки, сценографии и музыкального оформления — Илья Божко. И то, что они создали на сцене, поражает, как своей мощью, так и каждой деталью спектакля.

Примечательно, что 20 лет назад актер Театра Дождей, Илья Божко, во время своей учебы в Академии культуры на кафедре режиссуры драмы и актерского мастерства у Геннадия Кустова, прочёл роман Нодара Думбадзе «Белые флаги». Эта книга настолько потрясла его, что в итоге он стал писать ее инсценировку. Постановка этого спектакля стала мечтой Ильи, которую воплотила в жизнь художественный руководитель Театра Дождей Наталья Васильевна Никитина. Так, первым спектаклем Театра Дождей на большой сцене Молодежного театра на Фонтанке, стали «Белые флаги», премьера которого состоялась 19 января 2013 года.

Лично для меня этот спектакль какое-то время был неуловим: мне все время что-то мешало на него попасть. Что только еще больше разжигало мое любопытство. И после просмотра я могу сказать однозначно — его стоило ждать!

«Белые флаги» — это нечто особенное. Сплошной катарсис! В Дождях все постановки сильные, но эта просто невероятная! Таких эмоций я еще не испытывала! Почти 4 часа сплошного откровения и диалога с собой.

После «Белых флагов» я вышла оглушённой. И спустя несколько дней мои эмоции после просмотра столь же сильны. Несмотря на то, что эта история строится вокруг заключённых, спектакль получился гимном человеколюбию, веры и надежды!

Меня потрясло, что буквально на подкорке я ощутила, как все мы находимся в Грузии! Самое удивительное, что эти впечатление были воссозданы в рамках сценографии одной тюремной камеры, которая не менялась на протяжении всего спектакля. Но погода, колорит, манеры, характеры, звуки, вкусы, мечты, музыка и танцы — все было оттуда! А в какой-то момент у меня даже возникло ощущение, что и аромат Грузии витал в воздухе.

«Белые флаги» — невероятно многогранный спектакль: он открывается не сразу, картинка начинает складываться в единый смысл уже во втором действии. Что по воздействию мне напомнило хорошее выдержанное вино, букет которого раскрывается постепенно, выводя на передний план все новые нотки вкусов и ароматов. Согласитесь, самая соль Грузии?!

Притча, которую нам неспешно поведали на сцене, еще надолго останется в сердцах, освещая наш путь словно светлячки в моменты ненастья и сомнений. А «огромный белый флаг, как символ всеобщего мира, любви и добра» словно парус будет развеваться в наших душах!

В «Белых флагах» мне понравилось все: этот спектакль хочется смаковать и разгадывать! Огорчает в нем лишь одно — его не часто показывают. Но обо всем поподробнее.

Сценография этого спектакля удивительная! Она одновременно масштабная и емкая, и в тоже время, как будто, живая и честная. С самого начала у меня возникло ощущение, что камера грузинской тюрьмы напоминает птичью клетку, вершину горы, срез модели нашего мира и действительно Ноев ковчег, отсылка к которому была в самом начале спектакля.

Музыка спектакля — это вообще отдельная история! Не поверите, но вот уже несколько дней я постоянно к ней возвращаюсь и слушаю на повторе. Поверьте, она заряжает на весь день.

Все это вместе стало отличным заделом для полного и вдумчивого погружения зрителей в происходящее на сцене.

Актерский состав этого спектакля просто блестящий! Актеры здесь были словно единый организм. Каждая роль — целая жизнь, а каждый герой — часть нас самих! И то, что зрители в итоге встают на сторону преступников, очень органично.

Как говорится, не зарекайся! Да и что, по сути, мы знаем о тех, кто оступился? Отвернуться и осудить — легко, но зачастую это значит забрать у них надежду на жизнь: «Нет ничего страшней, чем осудить невиновного».

Кстати, «Белые флаги» в 2013 году был номинирован на премию «Золотой софит» за лучший актерский ансамбль, что, на мой взгляд, абсолютно заслуженно! А зал, который после спектакля аплодирует стоя, только это доказывает.

Пока я смотрела спектакль, осознала, что каждый зритель найдёт здесь «своего героя», который «отзеркалит» его собственные потребности и боли в настоящий момент. Своих «героев» я тоже нашла.

Исидор Саларидзе, которого потрясающе исполнил Александр Сластин! Я не могла перестать наблюдать за ним, втайне мечтая, чтобы такой человек, как он, был бы моим отцом. Его мощь, мудрость, сила и ощущение безопасности, которые волнами исходили от него, успокаивали и наполняли! А во время пронзительного монолога Исидора я плакала. В нем было столько боли и правды жизни, что я невольно задумалась о себе самой и о том, какие же мои дела настоящие?!

Невероятная мать главного героя была словно Матерь всего Мира! Как бы я хотела быть такой же мамой для своих детей! Нести им столько же любви, веры, света, силы и достоинства. Каждое движение Любови Абрамовой, которая исполняла эту роль, было настолько женственным и наполненным, что во время ее сцен я чувствовала себя маленькой девочкой в тёплых и любящих объятиях.

Слова ее героини, что человек это «не фреска, которая смотрится лишь в одной плоскости, а скульптура, которую следует обозревать с той точки, с которой она воспринимается всего лучше, всего красивее» — невероятной глубины! Сколько возможностей они открывают миру и людям!

А после ее диалога с министром:

— Как бы вы поступили на моем месте? — спросил я.
Женщина улыбнулась.
— Чему вы улыбаетесь?
— На вашем месте я освободила бы всех заключенных и вывесила бы в тюремных окнах белые флаги. Поэтому-то, наверно, я и не сижу на вашем месте…

Не остается никаких сомнений благодаря кому ее сын, Заза, вырос таким Человеком!

Ну и конечно, сам Заза Накашидзе, главный герой спектакля, которого блестяще исполнил Олег Бычков, меня просто поразил! До этого я видела его лишь однажды, но в «Белых флагах» я наслаждалась каждой минутой его игры! Олег так искренне прожил своего героя, что сумел показать его душу и силу духа!

Заза Олега получился таким чистым и светлым, что напомнил мне детей, которые только-только приходят в этот мир. И Заза, который, как лакмус раскрыл самое лучшее в каждом из героев, наполнил и всех нас верой в добро!

Мне не верится, что Олег вошёл в роль Зазы впервые лишь 19 января 2020 года! Его подготовка заняла всего месяц, а из-за пандемии он играл этот спектакль лишь в третий раз! Вы представляете, какой силой и мудростью обладает Наталья Васильевна, которая в столь короткие сроки смогла так раскрыть актера! И роль ведь непростая: почти 4 часа играть на сцене, не покидая ее, задача крайне сложная. Но Олег справился со всем потрясающе!

«Белые флаги» — это шедевр, который вызывает шквал эмоций и делает нас лучше! В нем есть все, как и в жизни: юмор, боль, надежда, горечь, слезы и счастье обновления! Оправдание Зазы Накашидзе словно даёт всем нам шанс на то, что жизнь продолжается.

Так что, «господа преступнички, воры, убийцы, мошенники, растратчики, обманщики и неплательщики», помним о том, что у каждого из нас свои борьба, путь и расплата, но это не значит, что мы можем себе позволить забыть о «моральном кодексе», который выше всего, если ты рождён Человеком!

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *