Миссия быть Человеком

12 декабря 2020 года на Малой сцене Санк-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета состоялась премьера спектакля «Жизнь — сапожок непарный» режиссера Инны Ароновой, поставленный по одноимённой книге Тамары Петкевич.

Инна Аронова выступила не только в роли режиссера спектакля, но и автора инсценировки. И сделала она это очень точно психологически. Зрители буквально кожей проживали события вместе с нашей героиней.

Мемуары Тамары Владимировны не оставляют никого равнодушными.​ Ее история волнует душу.

После знакомства с ней сложно остаться прежними.​ Ты как будто познаешь некую истину. И то, как тонко и уважительно Инна Аронова подошла к инсценировке книги, прекрасно.

Этот спектакль — настоящее событие для нашего города! Он касается каждого из нас, нашей личной истории, прошлого нашей страны. Я счастлива, что увидела его в числе первых!

Благодаря тому, что Малая сцена подразумевает некую камерность, спектакль зазвучал особенно пронзительно. События​,​ описываемые на сцене​, были одновременно драматичны и очень близки каждому из нас. Поэтому невольно начинаешь строить параллели с историей своего рода.

Жизнь Тамары Петкевич поражает. Но еще больше поражает то, как пройдя через ад, она сумела сохранить внутренний свет в душе и щедро делилась им с окружающими!

На протяжении всего спектакля мы видим в ней жизнь, которая несмотря на то, что ее пытаются вырубить на корню, находит повод вновь и вновь тянуться к солнцу. Да что говорить, быть этим солнцем!

Невероятно лаконичная сценография и потрясающей глубины музыка в сопровождении фотографий из архива семьи Петкевич и людей, которые, как и они, пережили репрессии, а также копии реальных доносов из дел репрессированных, добавили истории реализма.

В моей душе смешалось многое: боль, отчаяние, страх, радость от того, что Тамара Владимировна выжила и осталась человеком, память о моих родных, ужас, который пережила еще совсем юная наивная девушка, когда попала в маховик истории и политических игр.

В какой-то момент я будто сама почувствовала себя в ловушке: какой путь не выбери, везде опасность и непонятно, кто окажется врагом, а кто в итоге протянет руку. Или по крайней мере не толкнет тебя в пропасть. Тогда все выживали, как могли. И не нам их судить.

И то, что режиссер решила, что одни и те же артисты будут играть сразу несколько ролей, потрясающе! Мы все могли оказаться на их месте. Наши предки могли. Страх за близких заставлял идти на ужасные поступки.

Меня невероятно поразили актеры из этого спектакля! Каждый из них максимально глубоко раскрыл своего героя. И сделали они это настолько точно, что в некоторых случаях герои вызывали такое отторжение, что меня начинало тошнить. А сколько раз мои руки сжимались в кулаки, а ногти впивались в ладони, просто не счесть.

Во время спектакля я плакала. А когда вышла в антракт, не заметила, что на щеках у меня слезы. Настолько сильно я была погружена в свои эмоции!

Все актёры прекрасно справились со своей задачей, но некоторые​ меня просто покорили, и хочу отметить их отдельно.

Заслуженная артистка России Наталия Немшилова и Дарья Циберкина, которые сыграли главную героиню в юном и зрелом возрасте — были потрясающими!

Они сумели показать боль, надежду, веру, любовь, презрение, отчаяние и ненависть своей героини. Каждая из них словно подхватывала свою Тамару и продолжала нить этой сложной истории. Особенно глубоко они сыграли то, как оступаясь, она вновь находила в себе силы вставать и смотреть вперед!

Какие они обе при этом были светлые и мудрые, сложно передать словами! Это нужно обязательно увидеть самим.

И я прекрасно понимаю тех мужчин, которые не могли пройти мимо этой великолепной женщины, ее внутреннего света, уникальности, таланта и жажды к жизни!

Татьяна Трудова сыграла в спектакле домработницу, Роксану-Алмаз и Веру Петровну. Все ее героини были абсолютно противоположными по характеру. Но она сыграла их великолепно! А то, как она сумела приглушить свою природную красоту и буквально стала другим человеком, поразительно!

Евгений Филатов, народный артист России, в роли Гавронского был,​ как целая Вселенная! Я абсолютно растворилась в его герое и легко сумела представить то, как он через сцену театра даёт Тамаре крылья в жизнь!

Иван Шевченко был ошеломителен! Он перевоплащался​ на сцене, словно хамелеон. И то, как он сыграл Серебрякова, вызывало острое отвращение. Я буквально испытала тот страх и презрение к нему, которые испытывала героиня.

Во время просмотра спектакля я думала об истории своего двоюродного дедушки, Преснякова Александра Васильевича, генерал-майора авиации Вооружённых сил СССР, отца которого репрессировали. Дедушка не отказался от своего отца. За это он, как и Тамара Петкевич, был исключен из комсомола. Участь, которая была ему уготована после этого, была предсказуема, но началась Война. Благодаря чему мой дедушка смог спасти тысячи жизней и стать легендой ещё при жизни.

Также случилось и с Тамарой Петкевич. Сколько всего пережила эта женщина, а в итоге весь свой страшный и тяжёлый ​ опыт она переработала в свет и учила людей вокруг ценить жизнь во всех ее проявлениях!

Этот спектакль был необходим всем нам, как воздух, как некая встряска, чтобы начать жить и найти в себе человека!

История в спектакле оборвалась на том, когда героиня выходит из мест заключения. Тот этап жизни для нее закончился. Свои испытания она прошла, сохранив себя и способность испытывать любовь.

Стихотворение Марины Цветаевой «Молодость» 1921 года не только отсылает нас к​ названию книги Тамары Петкевич, но и прекрасно иллюстрирует всю суть ее истории.


Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя! — Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку —
Что уже душе до яств и брашна!
Молодость моя! Моя морока —
Молодость! Мой лоскуток кумашный!


И, все-таки, о себе, да и обо всех нас, Тамара Владимировна лучше всех сказала сама: «Наверное, людям надо знать, как обходиться с трудностями. И, может, это самое важное, что я должна была сделать в жизни».

После выхода из театра я задумалась о своей миссии в жизни. И, на мой взгляд, это самый лучший показатель того, что спектакль «Жизнь — сапожок непарный» удался. Низкий поклон всем причастным к этому чуду!

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *