Большой концерт в честь Китайского Нового года

7 февраля в Петербурге, в старинном здании Мариинского театра, Китайский Новый год был отмечен приездом большого коллектива Сучжоуского китайского оркестра.00eb3987f7c48c377817608f0062f34ed45f29ff

Оркестр может быть назван симфоническим, он состоит из 90 исполнителей как на народных, так и на европейских музыкальных инструментах и  популяризирует народную музыку юго-восточного региона Китая.

Традиции исполнения китайской музыки входят в Список объектов нематериального культурного наследия, являются важным проектом международного  музыкального сообщества.

На исторической сцене Мариинского театра оркестр занял всё её пространство. 90 музыкантов располагались по традиционному плану классического симфонического оркестра — два ряда скрипок по обе стороны дирижёрской площадки, а за ними группы как народных китайских, так и европейских инструментов (виолончели, арфа).

Заключал оркестр, у дальней стены, ряд барабанов, из которых один — огромный. Состав оркестра преимущественно молодёжный, много девушек, даже у барабанов стоят, как кажется, девчонки и мальчишки. Но мелькают среди  оркестрантов и немногие представители старшего поколения, а также европейские лица. Общая картина — ярко-красная, благодаря нарядам женской части коллектива.

Из народных инструментов прежде всего поражают скрипки — эрху. Маленькая коробочка, из которой поднимается высокая тонкая палочка. На ней до коробочки натянуты две или три струны и уходящий вбок двойной смычок. Звучания эрху очень разнообразны, от  шороха и постукиваний по коробочке до пронзительных резких визгов смычком по струнам. Сливаясь в массе (скрипачей — 28 человек), они создают основную музыку оркестра.

Надо особенно подчеркнуть, что в руках виртуоза — солиста Чжу Чанъяо скрипка эрху пела глубоким мелодичным голосом, недаром он носит титул народного исполнителя КНР 1-го класса, является приглашённым профессором Китайской консерватории, имеет массу других титулов и наград, гастролирует по всему миру.
И зал Мариинского театра полностью оценил необычайное мастерство солиста, гремели аплодисменты, публика не отпускала  Чжу Чанъяо со сцены.

Дирижер Пэн Цзяпэн великолепно владел оркестром, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является. Его экспрессивная манера воодушевляла артистов, поразительное умение управлять технически сложным коллективом восхитило зрителей, дирижеру пришлось неоднократно бисировать, бурные аплодисменты не отпускали его со сцены.

Заметим, что Пэн Цзяпэн — выпускник дирижерского отделения Центральной консерватории со степенью магистра (1992 г.). В 1996-м он стал победителем Международного конкурса молодых дирижеров имени  Кирилла Кондрашина. Гастролировал, популяризируя китайскую музыку по всему миру.

Кан Цяосюань (виолончель) выступила как солистка при исполнении сочинения известного композитора Чжао Цзипина «Сон бабочки». Виолончелистка обучалась в США и успешно справилась с задачей гармоничного сочетания Запада и Востока — виолончели и китайских народных инструментов. Глубокое красивое звучание, виртуозность её игры вызвали бурные аплодисменты зрителей.

Новогодний концерт прошёл в тёплой, радостной атмосфере. Яркие красные платья артисток, красный занавес, улыбающиеся лица… Но главное — энергичная весёлая музыка своеобразного звучания.

Известно, что китайских нот всего 5, в отличие от привычной нам европейской гаммы из 7 нот. Возможно именно это придавало музыке оркестра высокий темп, резкие изменения характера звучания, внезапные мгновенные остановки сменяющиеся громом барабанов.

Радостная и бодрая атмосфера вечера в Мариинском театре во многом напоминала отечественные праздничные мероприятия «красных дней календаря».

Марина Унксова,
Ассоциация искусствоведов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *