Санкт-Петербургский международный форум труда

28 февраля стартует Санкт-Петербургский международный форум труда, соорганизатором которого традиционно выступает СПбГУ. На площадках форума российские и зарубежные эксперты обсудят актуальные вопросы, посвященные в том числе развитию человеческого капитала. Как адаптироваться к новым условиям труда и что такое work-дизайн? Почему больше нет долгосрочных карьерных перспектив и какие работники сегодня востребованы у работодателей? На эти вопросы ответил доцент, заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Маничев.

Трудовая сфера непрерывно меняется. В передовых отраслях — IT, генной инженерии, фармацевтике и других — знания и навыки обесцениваются примерно наполовину всего за два года. Прежние условия организации труда устарели, и так называемому job-дизайну пришел на смену work-дизайн. Работник больше не занимает годами одну и ту же должность в одной и той же компании, больше не очевидны этапы карьерной лестницы, потому что появляются новые технологии и расширяется функционал работника. В будущем исчезнут целые отрасли — например, если автомобили с автопилотами прочно войдут в нашу повседневную жизнь, таксисты будут больше не нужны.

«Чтобы оставаться конкурентоспособным, работнику надо адаптироваться к новым условиям труда. Он должен быть активным, постоянно учиться, а главное — уметь делать выбор и нести за него ответственность. Другими словами, на рынке труда нужны «взрослые» работники, которые особым образом смотрят на свое профессиональное развитие», — считает доцент СПбГУ кандидат психологических наук Сергей Маничев.

По словам эксперта, некоторые российские компании уже давно используют модель самоорганизующейся команды Agile. В рамках такой организации труда работники самостоятельно решают, какую задачу они будут выполнять и за какую часть проекта готовы нести личную ответственность.

«В сложившейся ситуации есть свои плюсы и минусы, причем как для работников, так и для работодателей. С одной стороны, работник может самостоятельно выбирать свой профессиональный путь — строить так называемую карьеру без границ. С другой стороны, он сталкивается с грузом ответственности, поэтому растет уровень тревоги, появляется страх не справиться с новой задачей. В свою очередь, работодатель заинтересован в людях, которые готовы брать на себя ответственность, но он понимает: есть риск, что такой работник может уволиться и уйти в другую компанию. Для современного работника преданность конкретной организации, как правило, значит меньше, чем приверженность профессии», — отмечает Сергей Маничев.

Еще одна серьезная проблема — подготовка кадров к работе в новых условиях. Работника надо научить делать правильные для себя карьерные выборы, ведь цена ошибки — потерянное время жизни. Чтобы подготовить кадры нового поколения, надо уделять внимание не только знаниям и навыкам, но и развивать определенные компетенции — критическое мышление, готовность к командной работе, умение учиться и воспринимать себя как непрерывно меняющуюся личность.

Важно определить, в какой профессиональной сфере хочет развиваться человек, какие ключевые компетенции в этом случае ему стоит последовательно наращивать, не замыкаясь на определенном круге занятий. Научить такому способу мышления — во многом задача школьных учителей и преподавателей вузов.

/Пресс — служба СПбГУ/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *