Выставка «История России в зеркале сцены»

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

В рамках Года театра в России

представляет:

Выставка «История России в зеркале сцены»

30 октября 2019 – 22 декабря 2019 Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. Фонтанки, 34)

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «История России в зеркале сцены» служит завершением Года Театра – 2019. В нем исследуется увлекательнейшая тема: подвижность и изменчивость интерпретаций отечественной истории в театральном искусстве, а вместе с ним и в культурном обиходе целой страны. Выставка позволяет проследить, как воплощались на русской театральной сцене XIX-XX веков ключевые исторические события России, происходившие на протяжении тысячи лет с конца X века до 1917 года.

Эскизы декораций и костюмов художников Матвея Шишкова, Федора Федоровского, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Коровина и многие другие, фотографии актеров и сцен из спектаклей, подлинные театральные костюмы, оригинальное оружие и военное снаряжение сгруппированы вокруг определенных исторических тем вне зависимости от даты и жанра постановки (драма, опера, балет). Так становятся особенно наглядными изменения не только в русском театрально-декорационном искусстве, но и в идеологии российского государства и общества в прошлом и настоящем. Ряд экспонатов будет представлен широкой публике впервые.

Как известно, историю пишут не только историки. Литературные, музыкальные, театральные образы ключевых деятелей и событий России едва ли не заслоняют их реальные черты в сознании широкой публики. Между тем, литература, музыка и, в особенности, театр сами подвержены влиянию господствующих в ту или иную эпоху художественных и идеологических воззрений. Любое историческое событие на сцене неминуемо обращается в отражение не столько объективного прошлого, сколько своего собственного настоящего. Выставка «История России в зеркале сцены» представляет собой парад исторических театральных образов в исторической же перспективе и тем самым поднимает множество животрепещущих вопросов: от допустимости переписывания истории до «ошибок восприятия» в культурном и психологическом контексте целых эпох.

Приведем лишь несколько примеров изменчивости истории на сцене. В либретто Барона Розена к опере М.И. Глинки «Жизнь за царя» (премьера – 1836 год) крестьянин Иван Сусанин спасает жизнь избранного первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Спустя сто лет, для первой в советские времена постановки 1939 года в Большом театре либретто переписал поэт Сергей Городецкий: в его «Иване Сусанине» герой спасает от польских оккупантов воинов народного ополчения Кузьмы Минина.

В 1934 году драму Пушкина «Борис Годунов» в Ленинградском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина поставил Борис Сушкевич, а в 1949 году там же – Леонид Вивьен. В обоих спектаклях роль Царя Бориса играл Николай Симонов. По фотографиям актера видно, как время меняло отношение к этому персонажу. В 1934 году это измученный совестью лысый старик. В 1949 году, после победы в Великой отечественной войне, Симонов предстает могучим, полным сил царем.

Чрезвычайна интересна судьба забытой сегодня пьесы Владимира Соловьева «Великий государь». Спектакль о борьбе Ивана Грозного за объединение русского государства и о том, что цель оправдывает средства, выпускался в майские дни победоносного 1945 года. В роли Ивана Грозного – Николай Черкасов (одновременно актер снимается во второй серии фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», вызвавшей гнев Сталина). Уже в 1946 году «Великий государь» Соловьева был поставлен в Магаданском музыкально-драматическом театре им. М.Горького силами политзаключенных.

Впервые на выставке будут представлены эскизы декораций к этому спектаклю художника Василия Шухаева, отбывавшего наказание в Магадане. В 1955 году, после смерти Сталина, автор переписал пьесу: отныне его Иван Грозный кается в том, что погубил невинных людей. А тремя годами позже вышла на экраны запрещённая к показу при жизни Сталина вторая серия эйзенштейновского фильма.

Особый интерес у отечественных писателей и драматургов XIX века вызывали годы становления Российского государства в XVI столетии. Период правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, годы Смуты. Драма А.С. Пушкина «Борис Годунов» и исторические пьесы А.К. Толстого на столетия стали основой репертуара русского театра. На выставке «История России в зеркале сцены» представлен обширный изобразительный материал, позволяющий проследить изменения интерпретаций самой бурной поры отечественной истории во всех подробностях.

В проекте экспонируются богатые материалы из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, а также экспонаты из Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Музея МХАТа, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и др.

Проект осуществлён при финансовой поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры Российской Федерации.

Кураторы выставки – Елена Федосова и Ольга Ходякова Художник – Юрий Сучков.

/Ольга Комок,
пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *