Борис Пастернак на сцене МДТ — Театра Европы

8 ноября 2019 года я посмотрела спектакль «Вакханалия. Пастернак. Исследование первое» на камерной сцене Академического малого драматического театра — Театра Европы. Сценарий к спектаклю написали Лев Додин, Игорь Евсеев и Валерий Галендеев, который также выступил режиссером спектакля. Премьера его состоялась 8 марта 2018 года.

Этот спектакль открывает цикл исследований-размышлений в Театре Европы, посвященный судьбам известных литературных произведений. И, на мой взгляд, это великолепная идея! Меня очень порадовало, что начало этого цикла было положено романом «Доктором Живаго» Бориса Пастернака, который я очень люблю!

Благодаря этому театральному циклу исследований, у зрителей появляется прекрасная возможность взглянуть на мировую литературу под непривычным, но очень значимым углом — с учётом времени и обстоятельств создания того или иного произведения! Это удивительный и бесценный опыт, который расширяет сознание читателя!

Камерная сцена, которая стала площадкой для цикла этих спектаклей, уютная и аутентичная, здесь острее ощущаешь связь со своими эмоциями, вызванными темами, поднимаемыми в спектаклях, или игрой актеров.

В «Вакханалии. Пастернак. Исследовании первом» 12 актеров, как 12 апостолов или присяжных заседателей, правда, более похожих на прокуроров, выступают некими вершителями судьбы для Бориса Пастернака и его «Доктора Живаго», озвучивая слова, которые сопровождали этот роман ещё с момента его написания.

Все актеры исполняли сразу по несколько ролей и практически весь спектакль были на сцене, что максимально повышало градус напряжения и давления, которые сопровождали Пастернака в ту пору. Некоторые актеры просто потрясающе перевоплощались буквально за секунды на наших глазах. Но мне, все равно, больше всего запомнился сам роман. Актеры создали фон, на котором роман зазвучал с новой для меня силой!

Отрадно, что сама рукопись великого произведения встретила начало спектакля и своих зрителей в качестве почетного зрителя в первом ряду в зрительном зале! На мой взгляд, это очень интересный ход!

В спектакле звучат строки из «Доктора Живаго», герои романа, сам Борис Пастернак, его супруга Евгения Лурье, а также его коллеги и современники: Лидия и Корней Чуковские, Анна Ахматова, Всеволод Иванов, Варлам Шаламов, Ольга Ивинская, Константин Симонов, Борис Лавренев, Александр Кривицкий, Владимир Набоков, Сергей Михалков и многие другие, а также выдержки из статей и заголовков! Только ленивый тогда похоже не травил «Доктора Живаго» в нашей стране.

Лично меня в очередной раз поразило, насколько «Доктор Живаго» — многострадальное произведение!!!

Борис Пастернак писал свой роман в течении 10 лет. Он стал неким итогом жизни, как самого писателя, так и России в целом! Нобелевская премия, которую получил за него автор, более чем заслужена. А та травля, которую за эту премию потом открыли на Пастернака, началась бы и без нее. Сам роман, та правда, пусть даже в метафорическом смысле, путь христианства и мысли о личной ответственности каждого человека за собственное счастье, которые в нем озвучивает автор, «заслужили» стать мишенью в Советском Союзе.

Естественно, что шансов быть впервые изданным у себя на Родине, у романа не было, несмотря на все надежды Пастернака. Впервые роман издается в Италии, используется американцами в Холодной войне против России, становится поводом для исключения Пастернака из Союза писателей и обретения клейма врага народа, волны зависти коллег, а также является спусковым механизмом для развития у писателя тяжелейшей болезни, которая и стала причиной его смерти — рака лёгких.

Но, несмотря на крайне непростое положение, Пастернак до самого конца был верен России, о чем он писал Никите Хрущеву: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

Лишь в 1987 году, уже после смерти писателя,  Борис Пастернак был реабилитирован. Его также вернули в Союз писателей СССР, и признав ли его отказ от Нобелевской премии вынужденным. А в 1988 году «Доктор Живаго» впервые публикуется в России. Все произошло так, как при жизни и предсказывал сам Пастернак.

Для меня этот спектакль стал некой данью благодарности и уважения за тот титанический труд и сложный путь, который прошли Борис Пастернак и его  «Доктор Живаго»!

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *