Николай Гоголь смотрел на литературу, как «на особый род „служения земле своей“»

1 апреля 2020 года исполняется 211 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – классика русской литературы, автора «Ревизора», «Шинели», «Мёртвых душ» и других гениальных произведений.

В обширной коллекции Президентской библиотеки «Н. В. Гоголь (1809–1852)» представлены его прижизненные издания, а также исследовательские материалы середины XIX – начала XX века, авторы которых пытаются истолковать жизнь писателя, проанализировать самые известные и спорные его произведения.

Кроме того, на портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с редкими изобразительными материалами, такими как альбом «Портреты Н. В. Гоголя» (1909), который предваряют два наброска Ильи Репина, связанные с драматическими минутами жизни писателя.

 «Он стремился осуществить свою общественную стоимость не в определённой узкой среде, а в громадном объединённом всероссийском целом, представителем которого являлось государство. Выражением этого стремления и были его помыслы о службе и его взгляд на литературную деятельность… как на особый род „служения земле своей“, равносильный государственному», – так сформулировано профессиональное кредо Гоголя в издании «Письма Д. Н. Овсянико-Куликовского» (1907) из фонда Президентской библиотеки.

В 1829 году выходят в свет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пушкин был первым, кто в печати приветствовал свежую, переливающуюся всеми красками беллетристику молодого автора.

Заметили его и другие собратья по перу. Увлечённость украинскими традициями раскрыла в Гоголе талант этнографа и историка, чему посвящена работа Бориса Соколова «Гоголь-этнограф» (1910), электронная копия которой доступна на портале Президентской библиотеки.

Читатели ждали от дебютанта продолжения этой лёгкости и очарованности жизнью. Но из-под его руки выходили местами реалистически минорные, местами сатирические повести «Нос», «Тарас Бульба», «Шинель» и др.

Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Нестор Котляревский. «Она – первый по времени и один из самых законченных опытов того рода произведений, которые затем были очень распространены и имели большую общественную ценность. Это – страничка из истории „униженных и оскорблённых“, тех самых, которых после Гоголя принял писатель Фёдор Иванович Достоевский».

Пушкин привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в «Современнике». Александр Сергеевич, как известно, подсказал молодому дарованию сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Однако общество оказалось неспособным принять его смелые новаторские произведения, поставленные на сцене Императорского театра в Петербурге.

Большинством своих современников Гоголь был воспринят как классическая фигура писателя-сатирика. Сам он с горечью осознавал это и писал в «Авторской исповеди» (1847): «Я не знал ещё тогда, что моё имя в ходу только затем, чтобы попрекнуть друг друга и посмеяться друг над другом».

Иного Гоголя – религиозного мыслителя и публициста – современники увидели, когда были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), вызвавшие бурную полемику в литературном мире. Так, например, Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника». Николай Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н. В. Гоголя» (1900) пишет о том, что критики того времени с величайшей нетерпимостью отнеслись к тому, что Гоголь, их великий Гоголь, «глава натуральной школы», осмеливается верить в какого-то Бога… Виссарион Белинский даже панически предвещал: «На этом пути ожидает его неминуемое падение…»

Со временем у писателя стали появляться признаки душевного нездоровья, и в состоянии резкого обострения он в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ» (сохранились в неполном виде лишь пять глав). Утром 21 февраля (по старому стилю) 1852 года Гоголь скончался.

/Пресс-служба

Президентской библиотеки/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *