24 мая 1900 года в Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» – водоизмещением 6 731 тонна, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооруженный четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками.
Свое имя крейсер получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса. В строй боевых кораблей флота России новый крейсер вступил в 1903 году.
Боевое крещение корабль получил в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.
В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил плавания в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии.
В годы Первой мировой войны корабль нес дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт.
7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего дворца и началу Октябрьской революции. Участвовал он и в сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн.
В 1948 году легендарный крейсер был поставлен на вечную стоянку в Санкт-Петербурге.