Фигура, смутно напоминающая мужчину, падает на колени и начинает причитать на ломаном русском языке: «Нет! Детям! Детдом Детям! Детдом!» Толпа надвигается, существа начинают подбирать буханки. Кто-то пытается их остановить, объясняя, что хлеб для детей. Кто-то возвращает его, кто-то убегает, падает, пытается откусить. Женщина отбирает буханку у упавшего зомби и замирает с нею.
В трейлер автор, обычно, включает самое главное, что хочет показать зрителям, чтобы создать впечатление о героях, их взаимоотношениях, событиях. То, что нам предлагают — выдранный из фильма фрагмент, в котором нет ничего, кроме животных, инстинктов. Проявления жизни тоже инстинкт — нельзя отбирать хлеб у детей. Автор хочет сказать, что не съесть то, что предназначено детям – верх героизма блокадников?!
Тема блокады Ленинграда мне близка: в ней навсегда остался мой дед. Работая над спектаклем «Ленинградский метроном», я выслушал много воспоминаний блокадников, читал дневники Ольги Берггольц, произведения Даниила Гранина. Их замечания учитывал при постановке спектакля и старался донести до детей. Никто не рассказывал о блокаде, как о чём-то запредельно ужасном. Ленинград не был царством смерти.
Главным в нём была жизнь, боровшаяся со смертью. Взрослые работали, дети учились, читали книги, рисовали, мечтали о мирной жизни, иногда, просто о куске хлеба. Они помогали взрослым — на пожарищах собирали дрова, ходили на реку за водой, отоваривали карточки. Даже в самые страшные времена в городе был порядок, иначе не выжил бы никто. Ленинградцы оставались не просто людьми, а советскими людьми, частью сражающейся Родины.
Были и страшные, уродливые примеры: воры, бандиты, мародеры, людоеды. Но эти тени не могли затмить подвиг ленинградцев. Если бы они превратились в изображенных в трейлере существ, реагирующих лишь на спазмы голодного желудка и думающих лишь о телесном выживании, город бы не выстоял.
Чем хочет ужаснуть зрителя Андрей Зайцев? Декорациями, гримом в духе «белых ходоков», безумными воплями? Так 125 граммов блокадного хлеба в день потрясают воображение больше, чем всё это.
Режиссёр хочет представить блокаду бедствием, а не подвигом, выставить военное поколение не героями, которые жертвовали собой, а теми, кем пожертвовали, заставить не гордиться и помнить, а «поминать и скорбеть», а потом платить и каяться. Это сегодня предлагают либералы. Как следствие, уже у нас в стране слышны тихие поддакивания тем на Западе, кто пробует взвалить вину за Вторую Мировую войну на СССР.
Трехминутный трейлер – это не весь фильм. Но никто не заставлял автора именно так рассказывать о своем фильме. Мы видим то, что хотел показать режиссер. Хотим ли мы, чтобы наши дети узнали о блокаде по фильму, смысл которого — кадры, лишенные человеческого содержания? Что происходит с нашим кинематографом? На что уходит материальная поддержка государства? Какую концепцию художественного представления отечественной истории предлагают нам эксперты военно-исторического общества?
Нельзя, чтобы уходящие ветераны и блокадники вместо подарка получили пощечину! Для молодого поколения история имеет не меньшее значение. Запад, который переписывает историю войны, «помогает» нашей молодёжи считать себя жертвой. А люди с комплексом жертвы, с ужасом смотрящие в свое прошлое, правды не отстоят.
/Владимир Двоскин (Международная ассоциация общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда)/