Театр за Черной речкой : «Над пропастью во ржи»

10 октября 2020 года я побывала в «Театре за Черной речкой» на спектакле «Над пропастью во ржи» по одноимённому роману Дж. Д. Селинджера.

В свое время эта книга произвела на меня огромное впечатление и помогла пройти сквозь переживания юности. Как минимум, осознанием того, что мое состояние нормально, и не я одна прохожу через это. Родители в этот период меня никак не поддерживали, но свою «руку» мне протянул Сэлинджер.

Даже, несмотря на то, что с этим романом связано много резонансных преступлений, совершенных людьми с нарушенной психикой, он прекрасен. И он был просто необходим людям. Особенно, подросткам. Ведь долгое время их проблемы никто не хотел замечать.

Переживания детей долгое время обесценивались, и в итоге из этих детей вырастали взрослые, которые становились эмоционально закрытыми людьми, и, как под копирку, в таком же стиле, воспитывали уже собственных детей.

Спектакль «Над пропастью во ржи» оказался настолько живым олицетворением романа, что я до сих пор в шоке! Холден Колфилд словно сошёл со страниц книги прямо на сцену «Театра за Черной речкой».

Все действие спектакля я буквально на себе ощущала напряжение и тревогу этого запутавшегося мальчика, который так остро нуждался в любви и принятии, а его боль и разочарование от самого себя, когда он отталкивал всех, кто ему близок, вызывала слезы.

Для меня, как для матери двух подростков, которые уже вошли в переходный возраст, это еще одно напоминание о том, что ребенок и сам не рад от того, что его раздирают эмоции и гормоны. Но сам он не всегда понимает, как с этим справляться и остановиться вовремя, а иногда, сам того не осознавая, своими разрушающими действиями просто пытается привлечь к себе внимание.

Этот спектакль обязателен для просмотра думающими родителями. Рано или поздно, но непонятный зверь по имени «подросток» появляется в каждой семье. Холден еще раз напоминает нам о том, что детям в период своего взросления тоже очень трудно. И, возможно, даже труднее, чем нам, взрослым. И даже, если после всего содеянного подростком, сложно видеть в нем своего любимого ребенка, это стоит сделать! Для этого достаточно разделять личность и поступок. Родную «личность» мы обнимаем и принимаем, а с «поступками» экологично разбираемся.

От взаимодействия родителей с подростками в период их адаптации ко взрослому миру зависят не только дальнейшие отношения между ними, но и вся жизнь ребенка.

В спектакле очень наглядно были показаны сложности столкновения Холдена с миром взрослых. Разочарования, обиды, страх, опасности, боль и желание казаться крутым — все это лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться подростку, не имея достаточного опыта. Да, этот опыт очень важен, но важнее всего то, кто в этот момент будет рядом с ребенком и поддержит его даже, если он ошибется.

На буйстве гормонов и незнании того, что ты из себя представляешь на самом деле, очень просто возненавидеть весь мир и даже самого себя.

В случае Колфилда его островком веры и любви стала его маленькая сестрёнка, Фиби. Именно она принимала его безусловно. И эта любовь стала тем живительным елеем, который помог ему вновь поверить в жизнь и самого себя.

Артисты справились со своими ролями, настолько великолепно, что лично я абсолютно поверила, что передо мной самые настоящие подростки. Мозг, естественно, понимал, что все артисты — люди взрослые. Но то, что я видела на сцене, настолько точно передавало повадки, страхи, ожидания, смущение, борьбу, противоречий, желание казаться взрослее и т.д., что мой мозг отключался. Я просто сопереживала ребятам.

Что удивительно в этом спектакле, все актёры кроме актера, который исполнял главную роль, играли в спектакле сразу несколько ролей. И для меня непонятно, как буквально выйдя за дверь, актеры возвращались в абсолютно других образах! Походка, мимика, выражение лица, речь, повадки — менялось все!

Денис Ворошилов, Илья Русь, Наталья Мызникова, Александра Байраковская, Анатолий Журавин, Сергей Заморев, Юлия Каим — браво!!!

Роль же главного героя, Холдена Колфилда, на мой взгляд, это просто нереальное испытание! И Сергей Барабаш сыграл его изумительно! Я даже не представляю, как ему это удалось. Казалось, что даже остановаливаясь, он не замирал ни на минуту. Он так прожил вихрь противоположных подростковых мыслей и устремлений, что мне сложно подобрать слова восхищения, достойные его работы!

Каждая сцена и их последовательность имели свое особое значение и еще глубже раскрывали нам героя, а через его метания и нас самих.

Режиссёрская работа Марии Мирош — это настоящий успех! И я понимаю, почему зал был полон, а зрители приходят на этот спектаклю уже не по первому разу. Абсолютно заслуженно этот спектакль уже с 2002 года идет с неизменными аншлагами! В 2003 году спектакль даже был награждён призом зрительских симпатий Петербургского общества «Театрал», в 2019 году стал дипломантом фестиваля «Мастерская Спивака».

Я абсолютно точно пойду на этот спектакль еще раз и отведу на него своих сыновей, чтобы и им Дж. Д. Сэлинджер смог протянуть свою руку так же, как и когда-то мне самой.

/Татьяна Преснякова/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *