Речь идет о Петре Александровиче Чихачеве (1808-1890) – ученом с мировым именем, известном путешественнике. Большую часть жизни он провел за границей, где и печатал свои фундаментальные сочинения по геологии, географии, востоковедению. Некоторое время Чихачев служил «по дипломатическому ведомству», а затем, если следовать его первым биографам, И.И. Стебницкому и Н.А. Белозерской, целиком и полностью посвятил себя научной деятельности.
Главный советский исследователь его жизни и творчества – В.В. Цыбульский добавляет к этому образу идеологические штрихи, по его мнению, Чихачев – политэмигрант. Однако пристальное изучение жизненного пути этого человека наводит на подозрение, что образ свободного ученого – это легенда, созданная им самим.
Петр Чихачев получил основательное домашнее образование и завершил его в Учебном отделении восточных языков при Азиатском департаменте Коллегии иностранных дел. С 1829 по 1833 он состоял переводчиком при канцелярии Коллегии в чине коллежского регистратора (14-й по Табели о рангах).
Кроме того, Чихачев изучал право в Петербургском университете и осваивал естествознание в целом ряде зарубежных научных центров, что не мешало ему продвигаться по службе в МИД. В 1832 он уже коллежский секретарь (10-й по Табели о рангах), а с 1834 титулярный советник (9-й по Табели о рангах) в должности помощника секретаря русского посольства в Константинополе. Известно, что Чихачев в это время много путешествует по региону.
Одной из «служебных командировок» оказывается его встреча с наместником Египта Мухаммедом-Али. Ранги этих людей несопоставимы, общались они без переводчика, многое в этой встрече вызывает вопросы.
Чихачев вернулся на родину в 1838 в чине коллежского асессора (8-й по Табели о рангах), а затем снова путешествовал по Европе, посещая лекции ведущих специалистов в области естествознания, изучая геологию Апеннинских гор, публикуя свои труды в западных журналах.
Он обрастал связями, приобретал известность в научных кругах и различных общественных сферах, одним словом – работал на имидж просвещенного человека, которому «душно» в николаевской России. Эта «эмиграция» могла быть только мнимой, подлинная влекла за собой лишение чинов, чего в биографии Чихачева мы не наблюдаем.
Более того, в 1841 Петр Александрович возглавляет экспедицию Корпуса горных инженеров на Алтай в должности чиновника особых поручений при министре финансов и чине надворного советника (7-й чин по Табели о рангах). А с 1842 по 1844 он снова в Константинополе в качестве атташе при русском посольстве.
Биографы сообщают, что в 1844 он оставил службу и 8 экспедиций по малоисследованным регионам Османской империи осуществил в качестве независимого ученого. Чихачев, действительно, осел за границей, занимался обработкой и публикацией материалов, собранных в прежних экспедициях. В России о нем как будто забыли до конца 70-х, когда в преддверии очередной русско-турецкой войны переводятся работы Чихачева, содержащие информацию о предполагаемом театре военных действий.
Вообще многие кажущиеся несообразности биографии этого разностороннего человека позволяет прояснить геополитический контекст, на который в аннотации, к сожалению, нет места.
И, наконец, в 1876 Чихачев был избран почетным членом Петербургской Академии наук. Причем интересен не сам этот факт, а благодарственное письмо, подписанное действительным статским советником Петром Чихачевым. Действительный статский советник – это 4-й класс по Табели о рангах, генеральский чин.
Мои предположения о разведывательной деятельности Петра Александровича Чихачева, конечно же, только гипотеза. Проверить ее невозможно без обращения к архивам. Известно, что материалы по Чихачеву можно найти в Архиве внешней политики России (АВПР) и в Российском государственном историческом архиве (РГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 748).
Дарю эту информацию будущим исследователям. Но, мне кажется, что даже это до конца вопрос не прояснит, ибо чем лучше разведчик, тем надежнее легенда.
/Екатерина Щербакова
Доцент, кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин Московской школы экономики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова/