Сергей Дягилев — Сергей Данилян : преемственность поколений

25 ноября в 19.00 в Шереметевском дворце – Музее музыки в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» — 2017 состоится торжественное открытие выставки «Импресарио. Траектория танца».

Год назад газета «NewYorkTimes» переосмыслила старинный термин «импресарио» в статье, посвященной юбилею продюсерской компании Сергея и Гаяне Данилян ArdaniArtists. Импресарио – больше, чем продюсер, это уже не профессия, а титул, принадлежавший 100 лет назад Сергею Дягилеву, теперь – Сергею Даниляну.

Выставка в честь крупнейшего балетного импресарио, перевернувшего представления о современном танце и классических танцовщиках, подтверждает эту американскую теорию. Знаменитые проекты Сергея Даниляна для Дианы Вишневой «Красота в движении», «Грани», «Диалоги», оригинальные программы «Короли танца», «Отражения», «Соло для двоих» и др. представлены в Шереметевском дворце в фотографиях, костюмах, эскизах и афишах. На выставке будет демонстрироваться документальный фильм Чарльза Эванса-мл. «Импресарио» – обладатель «Золотого глобуса» и британской премии BAFTA.

Роль Сергея Даниляна в судьбах российских балетных звезд, целых театров и современной хореографии как таковой трудно переоценить. Когда-то выпускник петербургской Театральной академии с дипломом театроведа и «организатора театрального дела» вдохновлялся проектом «BalletsRusses» Дягилева, за 20 лет сумевшего определить пути развития балета на век вперед.

В 1990 году в Москве появилось агентство ArdaniArtists, занявшееся русско-американскими гастролями балетных трупп и солистов. В 1995 году Данилян самолично придумал премию «Божественная» и вручил ее 18-летней Диане Вишневой, а на следующий год – Ульяне Лопаткиной.

В 1997 году организовал балетный гала «Памяти Сергея Дягилева» в Нью-Йорке, занялся американской карьерой Театра танца Бориса Эйфмана, контрактами ведущих российских солистов, затем – гастролями Мариинского театра и даже балетной политикой Михайловского (к примеру, приглашение Начо Дуато на пост главного хореографа – его рук дело).

Но этого мало: с середины 2000-х Сергей Данилян создает авторские проекты, в которых классические балетные премьеры и примы всего мира танцуют специально поставленную для них современную хореографию. Сочетание звездного шарма и интеллектуального танца, коммерческого успеха и творческой бескомпромиссности отличает и мужской квартет «Короли танца», переживший уже пять программ-инкарнаций, и его женский вариант «Отражения», и программу Осиповой-Васильева «Соло для двоих».

Проекты для Дианы Вишневой «Красота в движении», «Диалоги» и «Грани» и вовсе составили целую главу не только в биографии балерины, но и в новейшей истории балета.

Ныне Сергей Данилян преподает в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой курс «Инновационные программы в танцевальном искусстве». А еще – делает новый, логичный для импресарио шаг, выводя под свет софитов уже не танцовщиков, а постановщиков. На афишах недавнего проекта «Мечтатели» крупным шрифтом были набраны имена молодых хореографов Максима Петрова, Владимира Варнавы и Ильи Живого. В планах – поддержка собственных опытов Марсело Гомеса, Гийома Коте, Ивана Васильева.

Сравнение Сергея Даниляна с Сергеем Дягилевым может показаться либо общим местом, либо грубой лестью. Однако даже самые требовательные балетные профессионалы, как, например, педагог Американского Театра балета Ирина Колпакова, видят эту параллель: «Я не хочу никого ни с кем сравнивать, но, возможно, это тот же путь, который когда-то обозначил Сергей Дягилев. Это та же работа».

Посетители выставки увидят редкие фотографии кумиров публики – Дианы Вишневой, Натальи Осиповой, Полины Семеновой, Николая Цискаридзе, Марсело Гомеса, Ивана Васильева и других блестящих классических танцовщиков в жизни, танце и репетиционном процессе. На выставке «Импресарио. Траектория танца» представлены материалы из архива Ardani Artists Сергея Даниляна, переданного в дар Музею театрального и музыкального искусства, а также костюмы из Большого и Мариинского театров.

Спонсор выставки – Ашот Хачатурянц.

 Для широкой публики выставка открыта с 26 ноября 2017 по 28 января 2018

Ольга Комок,
пресс-служба Музея театрального
и музыкального искусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *