Концерт-митинг «Проектъ 1917» к 100-летию русской революции

23 ноября 2017 в 19.00 в Доме композиторов —  Фестивальный концерт-митинг «Проектъ 1917», который посвящен 100-летию русской революции.

   Это совместная продукция английского ансамбля The Hermes Experiment и «Звуковых путей».  Его форма – отсылка к распространенному в период революционных потрясений жанру концерта-митинга, объединившего речёвки, стихи, музыку.

Его содержание – музыкальная интерпретация событий, произошедших в России 100 лет назад британскими и русскими композиторами разных поколений. Самому старшему из участников, Тимоти Солтеру – 75, самому младшему, Элине Вагиной – 23. Комментируя октябрьский переворот, авторы обращаются к фактам, образам и текстам мировой истории и культуры.

«Заблудившийся трамвай» Элины Вагиной соединяет текст одноименного стихотворения Николая Гумилева (в собственном переводе на английский) с цитатами из книги Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» и отрывком библейского текста (Исход, 14 глава).

Елена Иготти в качестве первоисточника для сочинения «Третий Гимн Ленину» выбрала стихи шотландца Хью Макдиармида – сочувствующего коммунизму фигуранта «списка Оруэлла», яркой и спорной фигуры британской истории и культуры, сложившейся под влиянием идей русской революции 1917 года.

Три гимна Ленину он писал в разные годы: в первых двух (1931 и 1932) Ленин предстает реальной фигурой мировой истории, воплотившей в жизнь мечты всего человечества и указавшей путь развития истории и культуры. В Третьем гимне, написанном в манере александрийского стиха, Ленин предстает уже мифологическим героем, даже божеством, олицетворяющим «живое сердце всего человечества».

А в сочинении Светланы Лавровой „Октябрь позади… Ленин в Горках” он – друг всех крестьян. Поселившись в Горках, в роскошном имении вдовы Саввы Морозова, он отдает часть земель под коллективное крестьянское хозяйство. Но вот вопрос: понравятся ли крестьянам колхозы?

Иное дело пролетариат, которому «нечего терять кроме своих цепей». Именно этот фрагмент знаменитой ленинской фразу проходит рефреном в сочинении Тимоти Солтера «Кровавый прилив». Другим рефреном становятся строфы стихотворения американского поэта Эдвина Маркхема, написанного по картине Жана-Франсуа Милле, «Человек с мотыгой» (1898, «он склонился под тяжестью веков, а на спине его – бремя мира»).
На территории «Кровавого прилива» встречаются автор Декларации о независимости Америки, 3-й президент США Томас Джефферсон («Дерево свободы нужно поливать время от времени кровью патриотов и тиранов. Это для него естественное удобрение») и Бернард Шоу («Революции никогда не облегчали бремя тирании. Они лишь перекладывали его с одного плеча на другое», из пьесы 1903 года «Человек и сверхчеловек»), английский писатель и польский дворянин Джозеф Конрад («Честные и справедливые, благородные, человечные и преданные натуры, альтруисты и интеллигенты могут положить начало движению, но они выпустят его из рук. Они — не вожди революции. Они ее жертвы», из романа «Глазами Запада», 1911) и ирландец, нобелевский лауреат Уильям Йейтс: строка из его стихотворения 1921 года «Второе пришествие» и дала название сочинению: The blooddimmed tide – Кровавый прилив.


Другие английские участники программы услышали предвестие революции в русском искусстве, которое, по словам Сомерсета Моэма «обрушилось на Европу, как эпидемия гриппа».

Для Деборы Притчард источником вдохновения часто становится изобразительное искусство, и для проекта она написала Этюды Кандинского.

«Пачка ордеров» Джоэла Раста 
написана на текст русского революционера, писателя, пионера в области научной организации труда Алексея Гастева, свято верившего в дело большевиков, отсидевшего в царских тюрьмах и расстрелянного советской властью в 1939 году. У сочинения Джетро Кука «Первый весенний концерт Вселенского футуризма» два поэта эго-футуриста: 

Иван Игнатьев и Василиск Гнедов.

В своей газете «Петербургский глашатай» Игнатьев анонсировал в парке Гатчинского Охотничьего Дворца Павла I, «на Эстраде у мраморных урн, в прелюде Мае 1912 г. Первый весенний концерт Вселенского Футуризма. … Начало точно в полночь. В парке лиловая иллюминация. Эоло-колокольчики. Незримые окарины и свирели». Игнатьев издал и написал предисловие к циклу 15-ти поэм Василиска Гнедова «Смерть искусству»: продолжительность каждой из поэм – не более одной строки, две поэмы состоят лишь из одной буквы, а последняя – «Поэма конца» – представляет собой чистый лист. Игнатьев в 1914 покончил жизнь самоубийством. Гнедов, отсидев 20 лет в лагерях, прожил долгую жизнь и умер в 1978, не изменив идеалам юности. Чистый лист его «Поэмы конца» заполнила хроника событий 1917 года.

The Hermes Experiment (Великобритания)

Лондонский экспериментальный ансамбль новой музыки The Hermes Experiment создан четырьмя молодыми исполнителями. Это выпускники и сокурсники по Кембриджскому университету сопрано Элоиза Вернер (Héloïse Werner), кларнетист Оливер Пэшли (Oliver Pashley), контрабасистка Марианне Скофилд (Marianne Schofield) и арфистка Анне Денхольм (Anne Denholm). Координацией деятельности ансамбля, наряду с Алоис Вернер, занимается и другая выпускница Кембриджа – Ханна Гржескевич (Hanna Grzeskiewicz).

Инновационную деятельность Hermes Experiment поддерживает Совет по делам искусств Великобритании, фонд Aldeburgh Music, фонд Бриттена-Пирса, фонд Олега Прокофьева, другие общественные и благотворительные организации. Ансамбль стремится создать платформу для междисциплинарного сотрудничества, осуществляя совместные проекты с фотохудожниками и театральными группами, а также делает образовательные программы.


В Петербурге The Hermes Experiment выступает впервые.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *